- Обучение
- (teaching), процесс передачи к.-л. знаний, навыков. Исследования, проведенные Всемирным банком, показывают, что уровень усваивания детьми знаний зависит от квалификации и опыта учителя, к-рые трудно приобрести без высшего образования, а также спец. навыков работы с учениками. Однако в большинстве развивающихся стран высок процент неквалифицированных или недостаточно квалифицированных учителей. Учителям редко хорошо платят, но их оклады составляют значит, долю в общей стоимости образования — часто от 70 до 90%. Учителя чаще всего назначаются отделом централизованной правит. орг-ции или департаментом, к-рый контролирует учебные планы и финансирует образование. Децентрализованное О. более распространено в США и Индии, где проблемы получения образования возложены на каждый штат или общину. В нек-рых странах (среди них Великобритания) общенац. и местные власти несут равную ответственность за О. Большинство систем О. складываются на основе двух противоположных традиций: одна из них делает упор на формальную, часто рутинную, передачу осн. знаний, др. направлена на индивидуальное развитие учащегося. Среди специалистов — педагогов и психологов, разработавших методы О., можно назвать Фребеля, Монтессори, Дьюи, Блума, Брунера и Пиаже. В наст, время получил распространение комплексный подход к О., когда от учителей требуется вести междисциплинарные курсы, цель к-рых — развить способность учеников находить нестандартные решения.
Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. — М.: Инфра-М. Под ред. Р. Хоггарта. 2002.